С благовещенцем Артемом Коржуновым, ныне полузащитником песчанокопской «Чайки» (Ростовская область) встреча на площадке Амур.инфо не первая. Коржунов — выпускник спортшколы № 3 из набора семилеток Владимира Мельника от 2002 года. Выводил ребят в мастера уже Алексей Барчевский, с которым команда «Юность» дошла до российского финала крупнейшего в стране детского турнира.
Когда-то, играя за благовещенскую «Юность», Коржунов был одним из лучших юных футболистов Дальнего Востока. За сходство филигранной техники с легендой московского «Спартака» фанаты удостоили его персональной кричалки: «Артем Коржунов – это Федор Черенков».
В команду мастеров «Амур» Артем пришел позднее ровесников из «Юности». Хотя за пять лет до этого, пожалуй, был на голову сильнее любого: догонял сверстников, задержавшись в физическом росте. Пришел и тут же забил гол-красавец: левой, с сумасшедшей подкруткой мяча. Мимо вошедшего в ступор – от наглости по-хозяйски действовавшего на поле дебютанта — защитника.
Потом была новосибирская «Сибирь», крепкий середняк первого дивизиона. Уже в 20 лет Коржунов стал попадать в заявку команды на календарные игры и, не откладывая, с завидной решимостью отмечался голевыми передачами и решающими голами.
Минувшим летом Артем перешел в «Чайку» – команду из Ростовской области, названную в честь отца местного бизнесмена Андрея Чайки. Сын пошел дальше отца – сначала в бизнесе, а затем, сколотив состояние, и в футболе. Его футбольная академия и местные тренеры сподобились за пять лет подготовить, построить и «запустить в космос» (первый дивизион – для коллектива из поселка с 10-тысячным населением) первый спутник — «Чайку-2019-2020». Причем первенец не стал мальчиком для битья, наоборот, навел в подэлите шороху и поселил панику. Дебютант одинаково нахально мутузит и записных фаворитов, и старожилов дивизиона: 10 побед на временном отрезке август – декабрь.
Сейчас в российском футболе – зимние каникулы. Футболисты разъехались по домам, и мы беседуем с Артемом в Благовещенске.
– Артем, бывает, что уже ощущаешь себя старым, когда подначивают юниоры?
– Шутку оценил. А стариком себя не ощущаю. Мне всего двадцать четыре – карьера на разгоне. И все мои планы и чаяния исключительно в связи с командой и игрой. Вот это ощущаю. Мне грех жаловаться. Все в жизни столь плотно, что о девушках, о надежной спутнице жизни, о налаженном быте некогда подумать. Так, быть может, и останусь для кого-то подававшим надежды, да нереализованным проектом.
– Шутку оценил. О быте, считаю, поговорили. Исчерпывающе. Теперь спокойно о футболе и только о нем. «Лучшая лига мира» – на твой взгляд, сколько в этом утверждении иронии и стеба и сколько истины?
– Ну так принято говорить. Из-за непредсказуемости многих результатов, ведь здесь каждый может выиграть у каждого. А может, из-за сумасшедших дальних перелетов через полмира. А в целом, считаю, лига ровная, серьезная, сильная. В поддержку мысли о силе «подэлиты» призову тот факт, что клубы дивизиона на равных бьются с грандами РПЛ в играх на кубок России.
– И все же, отбросив эмоции, следов массовой миграции снизу вверх не видно.
– Эти процессы стихийны. Глядишь, вроде в сезоне все на местах. Но вот открывается трансферное окно, и, пожалуйста, – движуха, или, как еще этот естественный процесс обзывают – миграция. Денис Тумасян, Игорь Леонтьев, Игорь Безденежных, Дмитрий Арапов (вратарь) – эти ребята из нынешнего состава «Чайки» вполне успешно выступали в высшем дивизионе. А вообще, заиграть в премьере, считаю, способны многие из нашей команды.
– Соглашусь с тобой. Поскольку легко могу себе представить, что отдельные персонажи из твоего сибирского прошлого, с кем не без успеха конкурировал за место в старте, вдруг окажутся в РПЛ. Это и Никита Безлихотнов (ныне лидер «Армавира»), это и его тезка Глушков («Балтика»), не менее амбициозны Павел Киреенко и Максим Житнев («Томь»), а еще Женя Чеботару (играет в чемпионате Румынии), Руслан Магаль («Торпедо»), и целый ряд других.
– Соглашусь. Как говорится, по факту величины соизмеримые.
– Стало модным начинать ковать карьеру в неэлитных чемпах Европы…
– Это нормально. Но тут работает сумма обстоятельств. И удача игрока, и поворотливость агента, и еще многое. По существу, речь о большой футбольной ярмарке, где выше вероятность быть увиденным и замеченным европейским клубом.
Фото: www.fc-chayka.ru
– Вернемся к суровой реальности. Как ты полагаешь, спортсмен, отыгравший за команду первой лиги полный сезон, может считаться состоявшимся? Это ведь 38 матчей, не считая кубковых встреч.
– Вполне. Недаром ведь говорят: мол, подэлитный дивизион – то еще чистилище, слабому не выжить.
– Тебе трудно перестроиться с игры в «бронированный автобус Сибири» – строгой модели «от защиты» с перепасом поперек поля и с оглядкой на свои ворота – на игру с акцентом на массированную атаку? Стиль, который преемственно прокламируют и внедряют тренеры «Чайки».
– На поле с самого раннего детства я обычно был в группе атаки. Часто забивал. Словом, мне ближе условно атакующий стиль, чем условно оборонительный. Я не считаю стиль «Сибири» обозримого прошлого строго оборонительным. Как, наверное, нельзя считать сформировавшийся стиль «Чайки» оголтело атакующим. Все идет от разума, от расчета, от набора исполнителей. И «Чайке» также порой приходится подстраиваться под конкретного соперника, чтобы, используя свои козыри, переиграть, перехитрить, если угодно, и добыть победу А вообще, легче и продуктивнее играть в контроль мяча, а не бегать за «сферой», вывалив язык, в бесплодных потугах овладеть.
– Когда именно ты почувствовал, что вот – да, все – я весь и полностью интегрировался в игровой стиль и модель команды «Чайка»?
– Я шел в команду с пониманием, что «Чайка» играет с акцентом на атаку (атакующий, комбинационный, зрелищный футбол). И мне это по душе.
– И все же у меня нет ощущения, что интеграция произошла. О стиле твоей игры в «Сибири» специалисты рассуждали примерно в таком ключе: «Сибирь» в атаке с Коржуновым и без Коржунова – это две разные команды». Ты обострял, иногда забивал, порой делал голевые или предголевые передачи. Но, и это факт, ты выходил первым на замену, если отчего-то не оказывался «в старте», и ребята, партнеры, моментально преображались: «Корж» вышел, значит, сейчас по-серьезному все и начнется». А здесь все как-то иначе. Или «иначе» – это только на мой малопросвещенный взгляд?
– Моя задача сколь сложна, столь и проста: доставить мяч нападающим, избежав его потери, с тем, чтобы они уже решали эпизод. Но и на подступах к своим воротам от меня требуется максимальная отдача. В любом случае у ворот своих и у ворот соперника решается судьба матча. И там, и там от игрока требуется запредельная концентрация.
– Ты и прежде говорил мне: мол, на уровне любой футбольной лиги жесточайшая конкуренция. И сейчас не скрываешь: мол, сверхжесткая.
– Я обеими руками за здоровую конкуренцию. Кто на данный момент в наилучших кондициях, тот и на поле. И это здорово, если имеется равноценная замена, игроки, способные поддать парку, добавить игре динамики, усилить давление на соперника. И уж поверьте на слово, обид на тренеров за то, что, мол, штанами протираю лавку, когда мое эго на поле – таких обид ни у кого нет и в помине. Вообще, отношения внутри коллектива – это важнейший аспект успеха наравне с реальным мастерством исполнителей. Наравне.
Фото: www.fc-chayka.ru
– Какие чувства остались в душе после трех-четырех игр на гигантской «Ростов-арене»?
– Я люблю играть при полном стадионе, как, впрочем, любой спортсмен. А на «Арену», вместимостью тридцать тысяч приходило не больше трех тысяч. В Песчанокопском – всего 10 тысяч жителей. Зато когда вернулись на отличный стадион в Песчанке, на играх был неизменный аншлаг, естественно, и настроение поднялось, и побеждать стали чаще. Это, знаете, такая маленькая Англия: трибуны близко, до болельщика можно дотянуться рукой, плюс идеальный газон, лучше, чем на «Арене».
– На старте «Чайка» забуксовала. Не удавалось забить, выиграть, показать целостную игру. На твой взгляд, когда наступил перелом и почему? Это произошло в Курске или раньше – во Владивостоке?
– Наверняка перелом наступил во Владивостоке. Дико переувлажненное поле стадиона, лютая борьба со стихией и неуступчивым соперником.
– Первая голевая у тебя случилась, помнится, в игре с «Текстильщиком»? Как это было?
– Рядовая ситуация. Стандарт. Моя передача на Сашу Хохлачева. Тот, высоко выпрыгнув, головой мастерски отправил мяч в угол ворот. У голкипера шансов выручить не было.
– Затем команда дома дважды забила записному фавориту, стремящемуся в РПЛ — «Ротору», уверенно его победив… И последовал вылет из розыгрыша кубка России по итогам игры с крепкой «Уфой» из РПЛ. У тебя возникали ассоциации с игрой трехлетней давности в ¼ кубка с «Рубином»? Счет тот же, но игра разнится.
– С казанцами игра была равной, там и у меня был эпизод, мог забить. Звездный состав: Рыжиков, Мвилла, Листьен, Канунников, Ткачук, Бурлак, Карадениз. Блеск! Жонатас забил на последней минуте добавленного времени. Недотерпели.
«Уфе» мы не сумели предъявить наши козыри. Хотя очень стремились пройти дальше, чтобы в следующем раунде встретиться с ЦСКА. Зато в дальнейшем смогли сконцентрироваться на чемпионате.
– Ну а дальше стало происходить то, что спецы называют стабилизацией состава. Первый, больший отрезок чемпионата команда закончила победным матчем с «Армавиром» и промежуточным девятым местом в турнирной таблице. Это очень неплохо. «Чайка», на твой взгляд, по делу занимает позицию в первой десятке?
– Наверняка можем выступать успешнее. К тому же все мы максималисты. Если хотите, несменяемый лозунг дня: «Победа в каждой игре!» Словом, стремимся в первую четверку чемпионата.
– В первой лиге я посмотрел, пожалуй, все твои матчи. Если не сразу, то в записи. По телетрансляциям, разумеется. Как и почти все мои знакомые, кто интересуется развитием твоей карьеры. Попробую угадать, в игре с какой командой, по самоощущению, ты был максимально близок к своим лучшим за трех-, четырехлетнюю карьеру кондициям и как ты это состояние определяешь и, может быть, называешь? Это была игра в Красноярске?
— Мне сложно об этом судить. И не из ложной скромности. Объективно. Там добыли выездную победу, забив три «рабочих» гола команде, еще весной этого года игравшей в РПЛ. Понимаю ваш намек. Между тем ни один человек на поле не способен решить все за всех. Футбол – коллективная игра. Наши тренеры не устают это подчеркивать.
– Теперь нечто вроде художественной ремарки – эпизод из жизни лучшего дальневосточного форварда в высшей лиге СССР. Сергей Березин, экс-капитан ЦСКА, знаю его еще по сборной школы № 9 города Свободного, забивший за чемп 1987 года в той еще, советской первой лиге больше 20 голов и шагнувший со-товарищи в высшую, называет состояние наивысших кондиций организма словами, которые и на английский не переведешь, и на публику не произнесешь… «Ну, все … летело в ворота!»
– Понял, в чем вопрос. На самом деле, емкий, глубокий вопрос. Каждый ответит на него по-своему. К тому же здесь может быть немало личного и даже интимного. Ведь это и вопросы психологии, и вопросы совместимости в семье и в команде. Отношение к тебе тренеров – это ведь тоже важно. А кондиции футболиста в сезоне не могут быть все время на максимуме. Неизбежны спады, волнообразность. Иногда все дается легко, и мяч летит, куда его направишь. А случается и наоборот. Сложно. Более развернутую картину дать не готов.
– Не знаю, не знаю. Но Сергей, может, не зная про волнообразность его кондиций и спортивной формы (если это не одно и то же), забивал с чудовищной регулярностью и помногу: например, два «Пахтакору» в апреле, три запорожскому «Металлургу» в мае, снова два «московскому «Торпедо» в июне, опять три «Кузбассу» с Раздаевым в составе, затем два в июле в ворота «Нефтчи». И между дублями и хет-триками по голешнику, либо голевой передаче всем подряд, при этом пенальти бил редко. Но это я так, лирическое отступление. Вообще, Сергей Березин в дальневосточном и советском футболе один. Вернемся к будням «Чайки», дебютанта подэлитного дивизиона. Отдаю должное селекционной службе, игроки по ходу чемпа пришли в команду качественные. Но они ровно так же могут в перерыве (почти 100 дней – Прим.автора) уйти в поиске лучших условий. Чего ты ждешь, какие могут произойти изменения?
– Пусть все останется, как есть, и мы продолжим побеждать.
– Ты можешь теперь сказать: да, мол, прошло три или там четыре года, и я стал лучше понимать футбол?
– Как и в любом деле, в футболе каждый день приносит не только новые эмоции, но и опыт, знания, укрепляет веру в лучшее. Психология вообще наиважнейшее направление при работе в коллективе. Каждый новый тренер дает тебе что-то новое, лучшее. Помогает найти внутренние резервы, настраивает терпеливо работать дальше, ну и опять же мотивация важна.
– Инстат сегодня выдает, казалось, бы исчерпывающую информацию: сколько за время, проведенное на поле, футболист пробежал, с какой интенсивностью, скольких обвел, отобрал мячей, сделал передач, в том числе передач на взятие ворот или на их невзятие. Однако, на мой взгляд, победу или поражение почти невозможно просчитать, чтобы однажды найдя вожделенный интеграл успеха, продолжать и продолжать коллекционировать победы. Какие критерии основные, за что тренеры готовы напихать, что простят, за что похвалят – на примере сегодняшней «Чайки»?
– Не простят безразличия, безволия. Похвалят за общекомандную качественную работу, приносящую реальные плоды.
– Помнишь, накануне старта сезона в подэлите я накаркал, мол, на финише сезона «Чайка» и «Армавир» будут сражаться за шестое место снизу, то есть за право остаться на следующий сезон в числе участников турнира ФНЛ? Мы даже поспорили.
– Помню. Ну и как, сбывается?
– Пока, скорее, нет, чем да. Но ведь еще и не вечер. Спорим на футболку с номером одиннадцать с автографами ребят и тренеров, что ваша команда по итогам сезона… (тут мы поспорили еще раз «на чистовую»; перед стартом сезона я ведь не мог знать, что дебютант подэлиты раздухарится настолько, что станет «валить» одного за другим записных фаворитов; что стало предметом спора – пока не скажу). Удачи. Привет партнерам и тренерам от болельщиков Приамурья. До июня?
— Спасибо. Передам. Пока. До лета.
© www.amur.info, 25 декабря 2019
Комментарии
Комментариев к этой статье еще нет. Оставьте его первым!
Ваш комментарий
Вы не авторизованы. Войдите чтобы прокомментировать.